О́ни — один из самых значительных образов в японской мифологии. Это большие и страшные существа, выше ростом даже самого высокого человека, а порой настоящие великаны. Выглядят о́ни по-разному, но чаще всего их изображают с красной или синей кожей, растрепанными волосами, двумя (или несколькими) рогами, а также длинными, кривыми клыками. Впрочем встречаются варианты с другими цветами кожи и разным количеством рогов, глаз и пальцев. Одежду о́ни, обычно, составляет набедренная повязка из шкуры крупного животного. Как правило, вооружены шипованной железной палицей-тецубо. Очень сильны и трудноубиваемы, отрубленные части тела прирастают на место. Все о́ни необычайно могучи и выносливы, а многие из них владеют колдовством. Это свирепые демоны, приносящие бедствия, сеющие болезни и карающие грешников в Аду.
Встречи с о́ни — основа множества японских легенд и сказок о князьях и дамах, воинах и хитрецах. Все истории о демонах очень разные, но их объединяет одно: о́ни всегда враждебны человечеству.
Когда по-настоящему порочные люди умирают и попадают в один из буддийских Адов, то постепенно превращаются там в демонов. Они становятся уродливыми и жестокими слугами Великого владыки Эммы — хозяина Ада, с удовольствием избивая людей своими железными дубинами. Основные обязанности демонов-о́ни заключаются в исполнении страшных наказаний для грешников (которые, однако, были недостаточно злы для того, чтобы стать демонами). О́ни сдирают кожу, дробят кости и совершают множество других вещей — слишком ужасных, чтобы их описывать. Ад буквально кишит демонами, из которых верховные полководцы преисподней составляют свои армии.
Иногда, если душа настолько зла, что для нее уже невозможно никакое искупление, человек может еще при жизни сделаться демоном и остается на земле, дабы нагонять страх на других. Такие о́ни представляют для человека наибольшую опасность, и большинство легенд сложено именно про них.
Первоначально все духи, призраки и чудовища назывались словом «о́ни». Основой этого названия было слово «скрытый» или «сокровенный», записанное китайским иероглифом со значением «дух». В старой Японии, до того как все духи были описаны и систематизированы, слово «о́ни» обозначало практически любое сверхъестественное существо: призраков, неведомых богов, больших и страшных ёкаев и даже особенно злобных и жестоких людей. С веками в японском языке постепенно появились те самые разнообразные определения для всех видов чудовищ, которые известны в нынешнее время. А слово «о́ни» сейчас используется только для обозначения демонов-мужчин. Демоницы же известны под именем: кидзё.
Некоторые деревни проводят ежегодные церемонии изгнания Они, особенно в начале весны. В фестиваль Сэцубун люди бросают сою за пределы своего дома и кричат "Они-ва сото! Фуку-ва ути!" («鬼は外! 福は内!» , «Они уходят! Благословения приходят!»). Статуя обезьяны также предназначена для защиты от о́ни, поскольку японское слово обезьяна, «сару», является омофоном слова «оставлять». Фольклор гласит, что падуб может быть использован для защиты от о́ни. В более поздние времена о́ни потеряли часть своей первоначальной злобы, иногда беря на себя защитные функции. Мужчины в костюмах о́ни часто участвуют в японских парадах, чтобы отразить любые неудачи. Японские здания иногда включают элемент с изображением лица о́ни на черепице, называемый онигавара, который, как полагают, предотвращает неудачи, так же как горгульи в западной традиции.