Уроки программирования на “Паскале”

 

Пройти тест по программированию на Pascal

Скачать Турбо паскаль - дистрибутив

 

1) Структура программы на Паскале

 

2) Операторы вывода (writeln, write) 

 

3) Оператор ввода  (readln, read)

 

4) Типы переменных (числовые: real, integer  символьные )

 

5) Случайные числа (random)

 

6) Оператор перехода по метке (goto m)

 

7) Оператор цикла  (for do)

 

8) Операторы условия (if then)

 

9) Массивы

 

10) Логические конструкции

 

10.1 Логическая конструкция "Счетчик"

10.2 Логическая конструкция "Сумматор"

10.3 Логическая конструкция "Определитель кратности"

10.4 Логическая конструкция "Определение максимума и минимума"

 

 

1) Структура программы на Паскале

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

c:string;                       {c строковая переменная}

begin;                          {Начало программы}

writeln('всем привет'); {напечатать на экране сообщение 'Всем привет'}

readln;

end.                             {конец программы}

 

 

 

 

 

2) Операторы вывода (writeln, write)

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

 

begin;                          {Начало программы}

 

writeln('Здраствуйте Вас приветствует Паскаль '); {напечатать на экране сообщение 'Здраствуйте Вас приветствует Паскаль ');

 

writeln(100+100); {Выведет сумму 2 чисел 200 }

readln;

end.                             {конец программы}

 

3) Оператор ввода  (readln, read)

 

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

c:string;                       {c строковая переменная}

begin;                          {Начало программы}

writeln('Здраствуйте как ваше имя ? '); {напечатать на экране сообщение 'Здраствуйте как ваше имя ? ');

readln (c);                    {Ввести в символьную C свое имя}

writeln('Добро пожаловать ', c); {Выведет добро пожаловать введенное имя}

readln;

end.                             {конец программы}

 

4) Типы переменных (числовые: real, integer  символьные )

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

c, m:string;                  {c, m строковые символьные переменная}

a:integer;                      {a числовая переменная целого типа}

p:real;                          {P  числовая переменная Действительного типа}

begin;                          {Начало программы}

c:=’Школе 461’          {Записать в ячейку C строку ’Школе 461’ }

m:=’Лет’                    {Записать в ячейку M строку ’Лет’}

a:=29;                         {Записать в ячейку A целое число ’29’}

p:=3.14;                      {Записать в ячейку P дробное число ’3.14’}

write(c, '  ' ); {напечатать на экране сообщение ' Школе 461');

write(a+1, '  ' ); {напечатать на экране сообщение '30');

write(m, '  ' ); {напечатать на экране сообщение ' Лет ');

write('Число Pi=  ',p ); {напечатать на экране сообщение ' Число Pi=3.14’);

readln;

end.                             {конец программы}

 

5) случайные числа (random)

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

a,b,c:integer                 {a,b,c Целые числа

begin;                          {Начало программы}

a:=random(10)                {Записать в переменную a случайное число в диапазоне от 0-10}

b:=random(10)+5            {Записать в переменную b случайное число в диапазоне от 5-15}

c:=10-random(20)           {Записать в переменную c случайное число в диапазоне от -10..10}

 

writeln(' a=',a,' b=',b,' c='c); {напечатать на экране значения переменных a,b,c}

readln;

end.                             {конец программы}

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

6) Оператор перехода по метке (goto m)

Создание бесконечного цикла

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

 

label M;                       {Описание метки перехода}

var                              {Описатель используемых переменных}

c:string;                       {c строковая переменная}

 

begin;                          {Начало программы}

writeln('Здраствуйте как ваше имя ? '); {напечатать на экране сообщение 'Здраствуйте как ваше имя ? ');

readln (c);                    {Ввести в символьную C свое имя}

M: writeln('Добро пожаловать ', c); {Выведет добро пожаловать введенное имя}

goto M:                        {Переход на строку M}

end.                             {конец программы}

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

7) Оператор цикла  (for do)

 

Создание ограниченого цикла

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

 

var                              {Описатель используемых переменных}

c:string;                       {c строковая переменная}

 

begin;                          {Начало программы}

writeln('Здраствуйте как ваше имя ? '); {напечатать на экране сообщение 'Здраствуйте как ваше имя ? ');

readln (c);                    {Ввести в символьную C свое имя}

 

 

for n:=1 to 1000          {Создать цикл от 1 до 1000}

                                    begin; {Начало тела цикла}

writeln('Добро пожаловать ', c); {Выведет добро пожаловать введенное имя}

                                    end;    {Конец тела цикла}

 

end.                             {конец программы}

-----------------------------------------------------------------------------------------------

8) Операторы условия (if then)

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

 

var                              {Описатель используемых переменных}

c,d:string;                       {c,d строковая переменная}

 

begin;                          {Начало программы}

writeln('Здраствуйте как ваше? '); {напечатать на экране сообщение 'Здравствуйте как ваше имя ? ');

readln (c);                    {ввод имени в переменную C}               

writeln('Введи пароль');

readln (d);                    {ввод пароля в переменную C}  

 

if d='хрюша' then writeln('Приветствую вас ', c){Если d='хрюша' тогда приветствие}

else                              {Иначе  'Вон отсюда негодяй  }

writeln('Вон отсюда негодяй  ', c);

 

readln;

end.                             {конец программы}

 

 

 

 

 

 

9) Массивы

Создание, заполнение числового одномерного массива на 10 элементов.  Вывод  значений  элементов массива его на экран.

 

Spis(массив)

-3.2

24

11

-5

1.1

99

1015

3.3

17.2

44

K(номер яч)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описание используемых переменных}

k,:integer;                    {K целое число}

spis:array[1..10] of  real; {Создать массив с именем ‘spis’ на 10 мест, для записи действительных чисел}

n:real;                          {N переменная для записи чисел введенных с клавиатуры}

 

begin;                          {Начало программы}

for k:=1 to 10 do        {Создать цикл от 1 до 10}                                    

                       begin;  {Начало тела цикла}

 

write('Введите число '); {Печать сообщения Введите число }

readln(n);                        {Ввод числа с клавиатуры в переменную n}

spis[k]:=n;                      {Запись числа N в ячейку K массива 'spis’}

end;   {Конец тела цикла}

{-------------------------------------Вывод содержимого массива 'spis’ на экран}

for k:=1 to 10 do        {Создать цикл от 1 до 10}                                    

                       begin;  {Начало тела цикла}

write('  spis [‘,k,’]=’,spis[n]); {Печать содержимого массива ‘spisячейки K }

end;   {Конец тела цикла}

end;                                 {конец программы}

 

 

10.1 Логическая конструкция "Счетчик"

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

label M;                       {Описание метки перехода}

var                              {Описатель используемых переменных}

s:integer;                      {s целое число}

 

begin;                          {Начало программы}

s:=0;                            {Установка счетчика на 0}

M: s:=s+1;

writeln('S='s);              {Напечатать значен ие S};

Goto M:                      {Переход на строку M}

end;                            {конец программы}

---------------------------------------------------------------------------------------------

 

10.2 Логическая конструкция "Сумматор"

 

Программа вычисляет сумму всех введенных чисел

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

label M;                       {Описание метки перехода}

var                              {Описатель используемых переменных}

s,n:integer;                      {s целое число}

 

begin;                          {Начало программы}

s:=0;                            {Установка счетчика на 0}

write('Введите число '); {Печать сообщения Введите число }

readln(n);                     {Ввод числа с клавиатуры в переменную n}

M: s:=s+n;                    {Сумматор накапливает сумму введенных чисел}

writeln('Сумма чисел равна ',s);   {Напечатать значение S};

Goto M:                      {Переход на строку M}

end;                            {конец программы}

---------------------------------------------------------------------------------------------

10.3 Логическая конструкция "Определитель кратности"

 

Программа определяет все числа кратные трем

Использует ограниченный цикл For do

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

k,:integer;                    {K целое число}

n:real;

 

begin;                          {Начало программы}

for k:=1 to 10 do        {Создать цикл от 1 до 10}                                    

                       begin;  {Начало тела цикла}

 

write('Введите число '); {Печать сообщения Введите число }

readln(n);                        {Ввод числа с клавиатуры в переменную n}

 

if (n /3 )=int(n/3) then writeln('Число ',n, ' кратно трем');  {Если условие верно напечатается сообщение 'Число ',n, ' кратно трем'}

                        end;   {Конец тела цикла}

end;                                 {конец программы}

 

 

10.4 Логическая конструкция "Определение максимума и минимума"

Определение минимального и максимального из 10 введенных чисел

 

uses crt;                      {Список подключаемых библиотек}

var                              {Описатель используемых переменных}

k,:integer;                    {K целое число}

n:real;

min,max:real;               {Действительные числа. Могут иметь дробную составляющую min-Минимальное число Max-максимальное}

 

begin;                          {Начало программы}

for k:=1 to 10 do        {Создать цикл от 1 до 10}

                           begin;  {Начало тела цикла}

 

write('Введите число '); {Печать сообщения Введите число }

readln(n);                        {Ввод числа с клавиатуры в переменную n}

if k=1 then begin;          {Приравниваем Min ми Max первому введенному числу.  Текущее число вводимое с клавиатуры N}

min:=n;

max:=n;

                   end;

if min>n then min:=n;  {Если значение Min> числа введенного с клавиатуры, Min принимает значение Введенного числа}

if max<n then max:=n;  { Если значение Max< числа введенного с клавиатуры, Max принимает значение Введенного числа }

                        end;  {Конец тела цикла}

writeln‘Минимальное чиcло = ’,Min);  {Вывод на экран Минимального из введенных чисел}

writeln(‘Максимально чиcло = ’,Max);  {Вывод на экран максимального из введенных чисел}

readln;

end;                                 {конец программы

 

 

 

 Задачи

1) Ввести с клавиатуры 10 целых чисел. Определить сумму четных чисел.

2) Ввести с клавиатуры 10 целых чисел. Определить сумму нечетных чисел.

3) Ввести с клавиатуры 10 целых чисел. Определить произведение нечетных чисел.

4) Ввести с клавиатуры 10 целых чисел. Определить сумму чисел кратных 5ти.

5) Вывести таблицу умножения числа 8

6) Создать программу калькулятор вычисляющую действия (Сложение, вычитание, умножение , деление)

7) Создать программу определения величины нескольких сопротивлений включенных параллельно. (Сначала вводится количество параллельных сопротивлений , затем их номиналы. На экран выводится их результирующее значение )

8) заполнить массив из 30 элементов случайными числами диапазона –15 ..+44 и вывести содержимое массива на экран.

9) заполнить массив из 30 элементов случайными числами диапазона –40 ..+44 и вывести все отрицательные числа и соответствующий им номер элемента  массива на экран.

9) заполнить массив из 30 элементов случайными числами диапазона –9 ..+67 и вывести сумму максимального и минимального элемента массива на экран


Перейти на Главную


<<НАЗАД