Сварог- Боги Древней Руси
Все славянские боги, входившие в древний
языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных.
Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс,
Ярило, Дажьбог и Сварог.
Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и
воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного
небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли,
книг, мудрости и магии, Стрибог - бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. Так, за каждое
время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона. Так
бог Хорс почитался в период между зимним
солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило
почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним солнцестоянием и
осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог Сварог
почитался между осенним солнцестоянием и и
зимним (с 23 сентября по 22 декабря).
Традиция почитания славянских богов на Руси имела глубокие корни и была очень
живуча. Даже после принятия православия и Крещения Руси, наиболее
могущественные славянские божества продолжали почитаться под видом православных
святых.
Сварог
Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском
пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный
свод, «var» — огонь, жар.
Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более
позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии
с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун (?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
У славян практически все небесные боги имеют в своей основе огонь. Благодаря
трудам Сварога люди научились владеть огнем,
обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи и
колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание.
Затем он отошел от дел и передал бразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже
огненные или солнечные. По свидетельству Дитмара
(умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога более
других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом
и представляли его распорядителем войн. В мифах белых народов бог молотом кует
- творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к
огню. Культ Сварога наиболее активно использовался в
языческой практике трупосожжения. У балтийских славян
Сварожич (иначе называвшийся Радгостом)
почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами
которого были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде,
выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом
можно связать огненного духа Рарога. Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и
темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды. Люди в
домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили летом, поют песни,
рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают игрушки, топят печи. И
ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования.
Хорс
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост,
хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь,
красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные
с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами
появится образ солнца, описанный иносказательно. Начало нового года славяне
отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день
рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса.
Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход
следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и
солнце крепнет. Наши предки встречали солнцестояние
колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную
звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались
в сознании людей с образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась
Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница
(прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода солнца, и так
далее. На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы
помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах,
игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания,
игрища. Люди ходили друг к другу в гости,
каждый старался получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в доме
изобилие. Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить и
работать в тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века слыли народом
веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс -
мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию,
духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни
трудностей и нахождению верных решений.
Ярило
Ярило - бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы
и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви, он одними исследователями относится к
потомкам Сварога, а другими — к потомкам Велеса.
Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. Если учесть, что некогда Сварог был богиней (Велес никогда пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В сознании деревенских
жителей даже в XIX веке Ярила представлялся молодым
красивым женихом, принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим
себе красавицу невесту. Ярила давал хороший урожай,
здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. Само имя Ярила
происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Недаром в западных землях у него
было другое имя — Яровит. Между
тем, корень «яр» присутствует в таких чисто женских сочетаниях: яровая корова —
ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в чисто женском роде:
ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра
(весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса,
который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.
Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало
'село'), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти слова объединены
понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла.
Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной
Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку – землю талой водой. Ярило - солнце
в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит
создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.). К
летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он
живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога,
день самый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц
года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для
всего славянского рода сельскохозяйственные работы.
Даждьбог
Даждьбог – бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики,
животворящее тепло и даже правила мироздания. От Даждьбога
(дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые, пылающие
металлы. Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные,
имеющие значение 'делиться, раздавать'. Даждьбог
посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом.
Даждьбог – это осеннее небо с облаками, дождями,
грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие, праздник Рода
и Рожаниц, день Даждьбога и
Макоши. Весь урожай снят, ведутся последние сборы в
садах и огородах. Все жители деревни или города выходят на природу, зажигают
огонь, вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями,
играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы,
ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют
пищу, свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь
- матушку. Даждьбожьи (солнечные) внуки - так
называли себя Русичи. Символические знаки солнца
(солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на
одежде, посуде, в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью - род, накормить, вырастить, воспитать детей и
стать Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За
каждым из нас стоят бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать
жизнь ветвям - потомкам.
Велес
Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий
на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Хозяин
Нави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный
судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии,
оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих,
учитель искусствам. Бог удачи. Покровитель домашнего скота и богатства,
воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев,
хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему
подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В
основном Велес занимался земными делами ведь его почитали
как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка. Велес был лунным богом,
братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались
по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души
праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители
Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне
и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Велес -
хранитель седой старины и безмолвных костей предков. Последняя ночь октября -
день поминовения дедов (на Западе - Хелловин). В этот
день русы провожали с кострами и музыкой волынок и
дудок духов природы и умерших за год родичей под снег.
Семаргл
Семаргл – бог смерти. Семаргл,
смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть - эти
понятия в своей сути означают потустороннее божество - огненного волка или
собаку. У древних славян это - огненный волк с крыльями
сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла
как крылатого волка, или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы его
были соколиными. Если вспомнить мифологию, то мы увидим, что не только конь был
посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоит посмотреть на летописные буквицы,
рамки, древние вышивки и украшения домов, домашней утвари, доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл
встречается на них очень часто. Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев - дракон, а для
кельтов - единорог. Волк и сокол стремительны,
бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника), преданны (волк, даже
будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины часто себя отождествляли
с волками (воин - вой волк). Не стоит забывать, что волк и сокол очищают лес от
слабых зверей, излечивая природу и производя естественный отбор. Образ серого
волка и сокола часто встречаются в сказках, былинах, песнях, древних памятниках
письменности, таких, как 'Слово о полку Игореве'. В каждом славянине живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле
человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, заболевает и
умирает.
Перун
Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По
воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями,
оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его
творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир.
Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и
карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным
божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты,
князя и дружины, карающий за несоблюдение законов. Перуну приносились в жертву
животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию,
добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например
при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую
эпоху на Илью пророка. Перуна представляли в виде немолодого мужа: по
древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была
серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое
мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в
русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого
заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а
также топоры, являвшиеся предметами языческого культа. Хотя Перун имел
отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора
- начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам -
собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи,
мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях.
Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы.
Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные
испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода. У наших предков всегда было
много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ
Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в
смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей
на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями
плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый
Перун.
Стрибог
Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений.
Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались
в более поздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху.
В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры
(имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров
была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер. Существует
несколько трактовок самого имени Стрибога: Стрый — то
есть старый, старший бог или стръга — глагол,
обозначающий длительность в пространстве, протяженность чего-либо. Стриж, стремительный, быстрый, шустрый, стремление, струя - все эти
понятия означают поток, скорость, распространение, растекание. Если
соединить все это в одно, перед нами - образ ветра и все, что с ним связано. По
одной из версий Стрибог посылает в мир Яви свои
ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю. Этот бог
всегда в сказках под именем Ветра выступает разрушителем козней и самой Смерти.
Суть Стрибога неоднозначна: он, как повелитель
стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но в то же время, он
насылает на землю ураганы и засуху, а вместе с ними — смерть. В апреле прилетит
Стрибог с востока молодым теплым дневным дуновением.
Ночью же он будет дышать холодной сыростью. Летом Стрибог
задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская теплом. А осенью,
налетев с заката (запада), как и весной, будет днем греть, а ночью - холодить.
Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая
теплое, светлое солнце. Летом он приносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай,
зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом
замесят хлеб. Русы считали себя стрибожьими
внуками. Стрибог - это наше дыхание, это воздух, в
котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий
нам видеть окружающее.
Использованы материалы сайта http://www.fliyfzen.narod.ru/bogrus.html